Сегодня: 13-06-2021





Прослушать Гимн Прокуратуры.















Прокуратура Кавказского района Краснодарского края. 352380,Краснодарский край, Кавказский р-н г.Кропоткин, ул. Красная 101. Тел.:8(86138)73352.

Уголовная ответственность за истязание

В статье 117 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) под истязанием понимается причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если такими действиями не причинен тяжкий вред здоровью (статья  111 УК РФ) либо вред здоровью средней тяжести (статья 112 УК РФ).

По смыслу закона объективная сторона истязания характеризуется действиями (систематическим нанесением побоев или иными насильственными действиями), последствиями в виде физических или психических страданий потерпевшего, а также причинной связью между действиями виновного и страданиями потерпевшего.

Традиционно систематичностью признается три и более акта воздействия на протяжении времени, когда между первым и последним сохраняется уголовно-правовое значение, то есть не истекли сроки давности уголовного преследования, и ни один из них не стал предметом судебного разбирательства.

Под побоями понимаются действия, характеризующиеся многократным нанесением ударов, в результате которых могут возникать телесные повреждения, которые не расценивают как вред здоровью, тяжесть их не определяется, а также которые могут и не оставлять после себя никаких объективно выявляемых повреждений.

К иным насильственным действиям относят длительное причинение боли щипанием, сечением, нанесением множественных, в том числе небольших, повреждений, другие аналогичные действия. В отличие от побоев закон не указывает на систематичность иных насильственных действий как на обязательный признак истязания. Соответственно, даже единичные особо мучительные деяния могут образовывать состав истязания.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при производстве по уголовному делу подлежит доказыванию, в том числе событие преступления – время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления.

В отличие от неоднократных побоев акты истязания соединены единым умыслом виновного и единым восприятием потерпевшего, который на протяжении определенного времени непрерывно испытывает указанное негативное воздействие. Таким образом, по уголовному делу об истязании подлежит доказыванию, что неоднократное нанесение побоев представляло собой определенную линию поведения  виновного в отношении потерпевшего, охватывалось единым умыслом виновного, имело общую внутреннюю связь, совершалось по одному мотиву и с конкретной целью – причинить потерпевшему физические и психические страдания. Указанные обстоятельства отличают истязание от простой совокупности побоев.

        

Дата размещения: 12-06-2021

Рассмотрение судом вопросов освобождения от наказания в связи с болезнью

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера. Кроме того, лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.

Освобождение от наказания по данному основанию распространяется на все категории осужденных. Болезнь осужденного должна содержаться в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Этим же постановлением утверждены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью.

Согласно требованиям части 6 статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со статьей 81 УК РФ. Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. При невозможности самостоятельного обращения осужденного представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание.

Одновременно с указанным ходатайством или представлением администрация учреждения или органа, исполняющего наказание обязана представить суду заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осужденного.

Суд не вправе отказать в принятии ходатайства осужденного об освобождении от наказания в связи с болезнью, направленного им непосредственно в суд, из-за отсутствия указанных выше документов. В таких случаях суду следует направить копию ходатайства осужденного в учреждение или орган, исполняющий наказание, для последующего незамедлительного представления администрацией (должностным лицом) в суд соответствующих материалов и документов.

Рассматривая соответствующее ходатайство осужденного, суд оценивает медицинское заключение, а также принимает во внимание иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства по существу.

Дата размещения: 12-06-2021

Проблемы квалификации хищений безналичных и электронных денежных средств

Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ внесены изменения в часть 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которая дополнена квалифицирующим признаком – совершение кражи с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса).

Кроме того, тем же Федеральным законом существенно изменена редакция статьи 159.3 УК РФ УК, согласно которой диспозиция части 1 предусматривает ответственность не за мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации, а за мошенничество с использованием электронных средств платежа.

В связи с внесенными изменениями в уголовное законодательство в правоприменительной практике возникли сложности квалификации преступлений, а именно в разграничении мошенничества и кражи с использованием электронных средств платежа.

Так, при идентичных способах совершения преступлений действия виновного, который, воспользовавшись банковской картой потерпевшего, с помощью терминала, предоставляемого продавцом, похищает с банковского счета держателя указанной карты денежные средства, путем приобретения продуктов питания могли быть квалифицированы по пункту «г» части 3 статьи 158 УК и статьи 159.3 УК соответственно.

До 29.09.2020 для квалификации действий виновного лица в случае хищения денежных средств при оплате через терминал, предоставляемый продавцом, путем приобретения продуктов питания, правоприменительная практика руководствовалась разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», согласно которым действия лица следовало квалифицировать по статье 159.3 УК РФ. При этом, в случае хищения денежных средств до 2 500 рублей, виновное лицо подлежало привлечению к административной ответственности по статье 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.        С вынесением Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации определения от 29.09.2020 № 12-УДП20-5-К6 сформирована единообразная практика квалификации подобных действий по  пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ, в том числе в случае совершения хищения до 2 500 рублей.

За совершение преступления по пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ, относящегося к категории тяжких, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей.

Дата размещения: 12-06-2021

Представитель в гражданском процессе

В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Представителем в суде может быть дееспособное лицо, полномочия которого надлежащим образом оформлены и подтверждены (часть 1 статьи 49 ГПК РФ).

При этом, если дело рассматривается не мировым судьей или районным судом, представителем может быть адвокат или иное лицо, имеющее высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, за исключением установленных законом случаев (части 2, 4 статьи 49 ГПК РФ).

Полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Иные оказывающие юридическую помощь лица представляют суду доверенность, а также (при необходимости) документы о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности.

Также доверитель вправе указать своего представителя и определить его полномочия непосредственно в суде. Данное заявление можно сделать устно (оно заносится в протокол судебного заседания) или оформить письменно в произвольной форме (часть 6 статьи 53 ГПК РФ).

Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако ряд полномочий необходимо специально оговорить в доверенности (часть 1 статьи 54 ГПК РФ).

К их числу относятся:

подписание и предъявление искового заявления в суд;

предъявление встречного иска;

полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения;

передача полномочий другому лицу (передоверие);

обжалование судебного постановления;

предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег.

Судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (статья 51 ГПК РФ).

Права несовершеннолетних лиц или граждан, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, в судебном процессе реализуют их законные представители. Таковыми являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица (части 1, 3 статьи 52 ГПК РФ), в отношении лиц, помещенных под надзор в образовательные, медицинские, иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Если в гражданском процессе должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, то его представителем будет лицо, которому передано в доверительное управление его имущество (части 2, 3 статьи 52 ГПК РФ).

Законные представители представляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия (часть 4 статьи 53 ГПК РФ). Так, родители ребенка должны представить в суд свидетельство о рождении ребенка, усыновители - свидетельство об усыновлении, опекуны (попечители) - постановление о назначении опекуном (попечителем).

При необходимости законные представители могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя, отвечающему установленным требованиям (часть 3 статьи 52 ГПК РФ).

Дата размещения: 12-06-2021

Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера

Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 228-ФЗ).

В первую очередь изменения коснулись категории граждан «инвалиды с детства», родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Вместе с тем положение дополнено новым условием постановки указанных граждан на учет – дата рождения должна быть не позднее 1 января 1992 года (статья 1 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ).

Федеральным законом № 228-ФЗ также внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ в части уточнения случаев, когда гражданин считается не обеспеченным жилым помещением.

Так, не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:

гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не имеют в собственности  жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения;

гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи: не являются нанимателями жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения или же являются нанимателями таких жилых помещений, однако обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения;

гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством мер государственной поддержки в виде предоставления:

жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность или по договору социального найма;

бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

Отсутствие данной правовой регламентации ранее позволяло органам местного самоуправления произвольно трактовать условие о необеспечении граждан жилыми помещениями и отказывать гражданам в постановке на жилищный учет.

Следует отметить, что действие положений статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ в новой редакции распространяется на граждан, состоящих на указанном жилищном учете вне зависимости от даты их постановки на такой учет (статья 2 Федерального закона № 228-ФЗ).

Изменения коснулись и порядка постановки граждан на учет в случае его выезда на место жительства в другое муниципальное образование в пределах субъекта Российской Федерации.

Пунктом 17 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», введенного в действие с 23.10.2020, урегулированы процедура и сроки постановки граждан на учет по новому месту жительства.

Кроме того, теперь нельзя без последствий отказаться от получения государственного жилищного сертификата в планируемом году.

Согласно подпункту 2 статьи 1 Федерального закона № 228-ФЗ письменный отказ гражданина от получения государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и влечет утрату таким гражданином права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, за исключением случаев, если гражданин не имеет возможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи.

Напомним, что в случае несогласия с решением органа местного самоуправления об отказе в постановке на жилищный учет или снятии с указанного учета граждане вправе обжаловать такие решения в органы прокуратуры или в судебном порядке.

Дата размещения: 12-06-2021

Порядок проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Часть 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержит отсылочную норму к Указу Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Пунктом 6 данного Указа государственным органам и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться нормами Указа при разработке и утверждении своих положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение соответствующих должностей государственной (муниципальной) службы и государственные (муниципальные) должности, и непосредственно государственными (муниципальными) служащими и лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности.

На сегодня в каждом государственном органе, органе местного самоуправления издан и применяется правовой акт, которым регламентировано проведение проверки представленных претендентом на должность или должностным лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах).

Проверка осуществляется по решению руководителя соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления или уполномоченного правовым актом должностного лица. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или служащего (должностного лица) и оформляется в письменной форме.

Непосредственно проверку проводят кадровые службы (подразделения) государственных органов, их территориальных органов и органов местного самоуправления. Проверка проводится на основании письменно оформленной достаточной информации о представлении гражданином или служащим (должностным лицом) недостоверных или неполных сведений о доходах.

Такая информация может быть получена от правоохранительных и налоговых органов; непосредственно от работников подразделений кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; постоянно действующих руководящих органов политических партий; Общественной палаты Российской Федерации; общероссийских средств массовой информации. При этом информация анонимного характера не может служить основанием для проверки. Срок проверки не может превышать 60 дней, однако может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

При проведении проверки должностные лица кадровых служб (подразделений) вправе проводить беседу с проверяемым лицом; изучать представленные им дополнительные материалы; получать от него пояснения по представленным им материалам; направлять в установленном порядке запрос в органы прокуратуры, иные федеральные государственные органы об имеющихся у них сведениях о доходах проверяемого лица; наводить справки у других физических лиц и получать от них информацию с их согласия.

Проверяемое лицо должно быть уведомлено о проверке в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о ее начале, а по окончании проверки ознакомлено с ее результатами. За это ответственна соответствующая кадровая служба.

Кроме того, проверяемое лицо вправе давать пояснения в письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проверки и по ее итогам, представлять дополнительные материалы, обращаться в кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы. На период проведения проверки проверяемое лицо может быть отстранено от замещаемой должности. При этом за ним сохраняется денежное содержание по замещаемой им должности.

О результатах проверки руководитель соответствующей кадровой службы (подразделения) представляет доклад лицу, принявшему решение о проведении проверки. Данный доклад должен содержать одно из предложений:

о назначении гражданина на соответствующую должность;

об отказе гражданину в назначении на соответствующую должность;

об отсутствии оснований для применения к служащему (должностному лицу) мер юридической ответственности;

о применении к служащему (должностному лицу) мер юридической ответственности.

Также о результатах проверки информируется орган (организация), которыми предоставлена информация, явившаяся основанием для проведения проверки.

Если в ходе проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы согласно их компетенции. При установлении обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении служащим (должностным лицом) требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов либо требований к служебному поведению, материалы проверки представляются в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Дата размещения: 12-06-2021

Порядок обжалования определения суда об оставлении искового заявления без движения

Статьями 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлены требования к форме и содержанию искового заявления, а также к прилагаемым документам, при несоблюдении которых суд выносит определение об оставлении искового заявления без движения. Статьей 136 ГПК РФ предусмотрены основания такого решения и срок для устранения недостатков.

Невыполнение требований в установленный судом срок является основанием для возврата искового заявления и приложенных к нему документов, в порядке, установленном статьей 135 ГПК РФ, о чем также судом выносится определение.

При этом гражданский процессуальный закон не предусматривает возможности отдельного обжалования определения об оставлении искового заявления без движения, так как оно не препятствует дальнейшему движению дела. Вместе с тем на определение суда о возвращении заявления может быть подана частная жалоба в суд апелляционной инстанции согласно части 3 статьи 135 ГПК РФ.

Дата размещения: 12-06-2021

Перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием

Основания и порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием определены 8 разделом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Согласно пункту 86 Правил перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием не распространяется на предоставление таких услуг, как отопление, электроснабжение и газоснабжение на цели отопления жилых помещений.

На предоставление коммунальных услуг возможно получить перерасчет при отсутствии более 5 дней подряд потребителя в жилом помещении при условии, что жилое помещение не оборудовано прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки.

Отсутствие технической возможности установки прибора учета должно подтверждаться актом, составленным исполнителем коммунальной услуги в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

Пунктом 91 Правил регламентировано, что потребитель для получения соответствующего перерасчета должен подать соответствующее заявление до начала периода своего отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания. 

При подаче заявления до начала периода своего отсутствия перерасчет осуществляется не более чем за 6 месяцев отсутствия с приложением к заявлению акта об отсутствии технической возможности установки прибора учета и подтверждающих отсутствие документов.

В случае, если подтверждающие временное отсутствие документы не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по уважительным причинам, в заявлении необходимо указать о том, что соответствующие документы будут предоставлены после возвращения. В этом случае потребитель обязан представить данные документы в течение 30 дней после возвращения.

Перечень документов, подтверждающих временное отсутствие, определен в пункте 92 Правил, который не является закрытым. К таким документам относятся:

справка о нахождении на стационарном или санаторно-курортном лечении;

проездные билеты при обязательном оформлении не имя потребителя;

документ о временной регистрации гражданина по месту временного пребывания;

справка из администрации о проживании потребителя в находящемся на соответствующей территории жилом помещении, например, в дачный период с обязательным указанием периода проживания.

По обращению потребителя до начала временного отсутствия может быть произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении от внутридомовых инженерных систем, при этом после возвращения потребителя на перерасчет можно рассчитывать только после обследования сохранности установленных пломб. При отключении и опломбировании запорной арматуры перерасчет производится без предоставления дополнительных документов. 

Согласно пункту 91 Правил перерасчет платы за коммунальные услуги при временном отсутствии осуществляется в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя при соблюдении всех требований, предусмотренных Правилами.

Дата размещения: 12-06-2021

Ответственность за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей

Вопросы воспитания и содержания несовершеннолетних детей являются прямой обязанностью их родителей и иных законных представителей несовершеннолетних. Именно они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, а также принимать все меры по обеспечению и реализации прав и свобод несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности.

Статья 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) устанавливает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

В соответствии со статьей 63 СК РФ родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

В большинстве случаев неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних проявляется в отсутствии со стороны последних присмотра (контроля) за поведением детей и подростков, обеспечения пищей, одеждой, мерами медицинского характера, а также надлежащими бытовыми условиями проживания. При этом зачастую указанные факторы сопровождаются личным противоправным поведением, связанным с употреблением алкоголя, психотропных веществ, наркотических средств и ведением антиобщественного образа жизни.

В силу статьи 28.3 КоАП РФ полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях рассматриваемой категории наделены должностные лица органов внутренних дел.

Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов и иных организаций данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения указанных материалов, сообщений, заявлений должно быть принято одно из следующих решений:

составлен протокол об административном правонарушении;

вынесено мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Полномочия по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 КоАП РФ, возложены на районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 23.2 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Административное наказание по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

        

Дата размещения: 12-06-2021

Определение размера процентов за пользование чужими денежными средствами

В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в редакции, действовавшей до 01.08.2016, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно указанной норме в редакции, действующей после 01.08.2016, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ статья 395 ГК РФ дополнена пунктом 6, согласно которому, если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 данной статьи.

Указанная позиция гражданского законодательства изложена в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – постановление Пленума ВС РФ № 7). При этом источниками информации о средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц, а также о ключевой ставке Банка России являются официальный сайт Банка России в сети «Интернет» и официальное издание Банка России «Вестник Банка России».

В силу пункта 48 постановления Пленума ВС РФ № 7 к размеру процентов, взыскиваемых по пункту 1 статьи 395 ГК РФ, по общему правилу, положения статьи 333 ГК РФ не применяются.

В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума ВС РФ № 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.

В пункте 74 данного постановления указано, что кредитор, возражая против уменьшения размера неустойки, не обязан доказывать возникновение у него убытков, но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов).

Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что расчет процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, за период до 01.08.2016 и после этой даты осуществляется по разным правилам.

При этом в пункте 1 статьи 395 ГК РФ установлен минимальный размер процентов на случай неисполнения денежного обязательства, который уменьшению не подлежит. Бремя доказывания несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства возлагается на должника. Снижение судом неустойки не должно влечь убытки для кредитора и вести к экономической выгоде недобросовестного должника в виде пользования денежными средствами по заниженной ставке процентов.

        

Дата размещения: 12-06-2021

Обязанности администрации исправительного учреждения по применению мер медицинского характера

Федеральным законом от 20.07.2020 № 223-ФЗ внесены изменения в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Введена часть 6 указанной статьи, которой предусмотрена обязанность администрации учреждения, исполняющего наказание, передавать информацию в отношении осужденного, страдающего заболеванием, включенным в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному им месту жительства для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи.

Перечень передаваемой информации, порядок ее передачи и порядок обмена информацией в случае неприбытия осужденного к избранному им месту жительства установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 № 1934, которое вступило в силу с 17.01.2021.

Данный порядок касается заболеваний в виде болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), туберкулез, гепатит В, С и ряда других в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Передача информации осуществляется администрацией исправительного учреждения, в том числе лечебно-профилактического учреждения, в котором содержался осужденный, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному им месту жительства для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному месту жительства осужденного направляет информацию в медицинскую организацию по избранному месту жительства осужденного для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи.

Информация передается не позднее чем за 5 календарных дней до дня освобождения осужденного - в случае отбытия им срока наказания, назначенного по приговору суда; не позднее дня, следующего после дня освобождения осужденного, - в случае освобождения по иным основаниям, предусмотренным уголовным и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

        

Дата размещения: 12-06-2021

Обращения граждан как источник информации для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов определил как меру по профилактике коррупции. Специальным законом, направленным на регулирование порядка проведения антикоррупционной экспертизы, является Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно данному Федеральному закону коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Выявить их и устранить возможно в рамках антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, которая направлена на исключение в них дефектов.

Практика прокурорского надзора показывает, что наиболее коррупциогенными являются области, регулирующие правоотношения в сферах предоставления государственных и муниципальных услуг, распоряжения государственной собственностью, бюджетного и природоохранного законодательства, соблюдения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

При наличии оснований и с учетом практики применения нормативного правового акта прокурор вправе повторно и неоднократно проводить его антикоррупционную экспертизу. Поводом в таком случае может послужить обращение гражданина, который, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», имеет право на изложение своих идей по совершенствованию законодательства, оптимизации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а в случае реализации нормы закона сообщить о ее недостатках и возможных коррупционных последствиях.

Применительно к устранению коррупциогенных факторов и возникающих на их основе коррупционных рисков в законодательстве именно такая инициатива от граждан является наиболее действенной, поскольку об их наличии сообщается с учетом правоприменения, что оценить при издании правового акта не всегда представляется возможным. Кроме того, согласно Конституции Российской Федерации участие граждан в профилактике коррупции является реализацией их конституционных прав на доступ к информации (часть 2 статьи 24), на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32).

Дата размещения: 12-06-2021

Об изменениях в правила выплаты пособия по безработице в максимальном размере

С 8 апреля 2021 года вступили в силу изменения, касающиеся правил выплаты пособий по безработице в максимальном размере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2393.

Теперь максимальное пособие по безработице в размере 12130 рублей будет выплачиваться не в первые три месяца периода безработицы, как было раньше, а в первые 3 месяца периода выплаты пособия по безработице. В следующие 3 месяца периода выплаты пособия по безработице размер пособия составит 5000 рублей.

Такие изменения направлены на улучшение положения отдельных граждан, которые были уволены, например, в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата. Поскольку за такими гражданам в течение 3 месяцев сохраняется средняя заработная плата, а пособие по безработице начисляется только по истечении указанного периода, правила выплаты пособия в максимальном размере не позволяли такой категории граждан получать пособие по безработице в максимальном размере.

Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 454 предусматривается установление дифференцированного размера максимальной величины пособия по безработице применительно к периоду выплаты пособия по безработице, а не к периоду непосредственно самой безработицы.

Важно отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 454 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

        

Дата размещения: 12-06-2021

Об изменениях административной ответственности за перевозку пассажиров и проезд через железнодорожные пути

С 01.05.2021 вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2021 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Изменения коснутся положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по двум направлениям, связанным с дорожным движением и пассажирскими перевозками.

С 1 мая 2021 года уточнена административная ответственность за нарушение правил движения через железнодорожные пути.

С момента вступлению в силу изменений диспозиция части 1 статьи 12.10 КоАП РФ, предусматривающая запрет на пересечение железнодорожных путей вне железнодорожного переезда, на выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, на остановку или стоянку на железнодорожном переезде, дополнена также запретом на проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина). Перечисленные деяния повлекут наложение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев.

Стоит отметить, что размер административного штрафа, предусмотренный частью 1 статьи 12.10 КоАП РФ с момента вступления в силу изменений, также претерпел изменения. До 1 мая за нарушение правил движения через железнодорожные переезды грозил административный штраф меньше в 5 раз и составлял 1 тысячу рублей.

С 1 мая 2021 года статья 11.33 КоАП РФ, регламентирующая ответственность за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса, дополнена частью 2, которая предусматривает абсолютно новый состав административного правонарушения.

Отныне именно по части 2 статьи 11.33 КоАП РФ квалифицируют принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Санкция части 2 статьи 11.33 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Введение указанного состава административного правонарушения обусловлено изменениями, внесенными с 7 марта 2021 года в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которыми закреплен прямой запрет на высадку из транспортного средства лиц, недостигших 16-летнего возраста – пассажиров, если они не оплатили проезд, и следуют по маршруту без сопровождения совершеннолетних лиц.

        

Дата размещения: 12-06-2021

Об изменении правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами

С 01.04.2021 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2019 № 1734 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами».

Так, для будущих водителей изменили правила проведения соответствующих экзаменов на право управления транспортными средствами.

С 01.04.2021 исключен практический экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством под названием «площадка». Проверка указанных навыков включена в практический экзамен в условиях дорожного движения. Предусмотрено, что экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов.

Изменениями предусматривается дополнение практического экзамена в условиях дорожного движения проверкой умений и навыков, которые ранее проверялись на экзаменационной площадке. Кроме того, отменяется запрет на осуществление учебной езды на автомагистралях.

Также экзаменатору при проведении экзамена запрещено занимать переднее пассажирское кресло, где имеется доступ к дублирующим педалям автомобиля.

Изменениями конкретизированы сроки проведения повторных экзаменов для лиц, не сдавших соответствующий экзамен. В случае, если кандидатом в водители не сдана практика, в течение 6 месяцев со сдачи теории назначат повторный теоретический экзамен.

Кроме того, установлены случаи, при которых результаты экзамена подлежат аннулированию.

Изменения коснулись и Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, в которые включены новые понятия – «обучающий вождению» и «обучающийся вождению».

Одновременно с изменениями вводится в действие новый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.02.2021 № 80. Ранее действовавший административный регламент признан утратившим силу.

        

Дата размещения: 12-06-2021

О некоторых вопросах исполнительного производства

Статьей 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) определен порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, которые могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

Согласно частям 5, 7 статьи 64.1 Федерального закона № 229-ФЗ должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона № 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

Поскольку указанное положение данного Федерального закона предусматривает лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Федерального закона № 229-ФЗ конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12.07.2007 № 10-П, определения от 13.10.2009 № 1325-О-О, от 15.07.2010 № 1064-О-О, от 22.03.2011 № 350-О-О, от 17.01.2012 № 14-О-О, от 24.06.2014 № 1560-О).

Зачастую судебными приставами с граждан, являющихся пенсионерами, при взыскании сумм производятся удержания с пенсии в размере 50%.Таким образом, исходя из судебных решений возможно уменьшение процента удержания, например, с 50% до 20%, если пенсия является для должника единственным источником существования. При этом решение об уменьшении процента удержания производится в каждом конкретном случае и индивидуально.

Граждане, являющиеся пенсионерами, находящиеся в трудном материальном положении, вправе обратиться к судебным приставам или в суд с заявлением о снижении размера удержания, мотивируя последнее необходимостью учета материального положения лица, размера пенсии, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав.

Дата размещения: 12-06-2021

О государственной поддержке семей, имеющих детей

Меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня жизни семьи и пенсионного обеспечения.

Материнский (семейный) капитал является одной из мер государственной поддержки семей, имеющих ребенка (детей). Право на материнский капитал, как мера государственной поддержки семей с детьми, возникает у матерей (усыновителей) и может перейти к другим лицам.

Материнский капитал может быть использован: 

женщинами, родившими или усыновившими детей;

мужчинами, являющимися отцами или усыновителями детей;

детьми.

Следует отметить, что право на материнский капитал может быть реализовано однократно, то есть получить материнский капитал дважды невозможно. Материнский капитал не является собственностью лица, имеющего на него право, или собственностью семьи. Его нельзя разделить при расторжении брака, поскольку он не относится к совместно нажитому имуществу. Материнский капитал нельзя передать по наследству. Это средства государственного бюджета, предназначенные для специальных целей. Использовать государственные деньги можно только в рамках, установленных законодательством, и с соблюдением оговоренных в нем ограничений. Нецелевое использование материнского капитала может быть основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Особенности реализации указанной меры государственной поддержки установлены требованиями Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 256-ФЗ право на материнский капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года;

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года;

мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 256-ФЗ право на материнский капитал может быть реализовано в связи с рождением (усыновлением) второго и последующих детей начиная с 1 января 2007 года, а также первого ребенка в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 год.

В соответствии со статьей 6 данного Федерального закона материнского капитала по состоянию на 2007 год составлял 250 тысяч рублей. В дальнейшем он ежегодно пересматривался и определялся федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Изменение размера материнского капитала, причитающегося конкретному лицу, производилось автоматически и было обусловлено темпами инфляции.

Так, с 1 января 2021 года он составляет:

за первого ребенка – 483 881,83 рублей;

за второго ребенка – 639 431,83 рублей (с учетом размера материнского капитала за первого ребенка, рожденного (усыновленного) с 01.01.2020, при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 01.01.2020);

за третьего и последующих детей - 639 431,83 рублей (при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от № 256-ФЗ лица, получившие государственный сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям, в том числе использовать их для улучшения жилищных условий. Например, улучшить жилищные условия можно, направив средства материнского капитала на приобретение (строительство) жилого помещения и (или) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для строительства объекта индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства, находящегося на территории Российской Федерации (статья 10 Федерального закона № 256-ФЗ).

Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862. При этом направить средства материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) нежилых объектов недвижимости нельзя. Например, на садовом земельном участке можно построить жилой дом, а садовый дом - нельзя.

Кроме того, средства материнского капитала могут быть использованы: на получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным Федеральным законом № 256-ФЗ.

        

 

Дата размещения: 12-06-2021

Новое в законодательстве о деятельности микрофинансовых организаций

Микрофинансовые организации (далее – МФО) появились в России относительно недавно, и некоторое время их деятельность практически не регулировалась законодательством. Так было до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который начал действовать с января 2011 года. Закон установил правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определил порядок регулирования и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций. МФО были разделены на микрофинансовые компании и микрокредитные компании, которые обязали входить в саморегулируемые организации.

В настоящее время деятельность МФО регулируется как вышеуказанным законом, так и федеральными законами от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другими.

К числу основных изменений законодательства о деятельности МФО, введенных в действие с 2021 года, относятся следующие:

определен отдельный тип микрозайма — до 10 000 рублей, обладающий собственными ограничениями по переплате;

ограничены проценты по займу для микрокредитов — 1% в день или максимальный процент по займу 365% в год. Эта норма введена в целях ограничения начисления «процентов на проценты» — долг не будет расти в геометрической прогрессии;

ограничен процент предельных штрафов — размер начислений привязан к размеру займа и составляет не более 100% от него.

При этом договоры, заключенные с МФО до введения в действие изменений, не подчиняются новым правилам. Они регламентируются теми нормами, которые действовали в момент их подписания. Это же касается и ограничений: 2-кратный предел переплаты применяется только для договоров, заключенных после 01.07.2019, соответственно и 1,5- кратный предел переплаты — только для договоров, заключенных после 01.01.2020.

Обращаем внимание, что кредит и микрозайм регулируются разными федеральными законами, минимальная процентная ставка у них тоже существенно отличается.

С 2021 года внесенные в законодательство о МФО изменения коснулись также следующих прав и обязанностей самих МФО:

Так, МФО вправе:

выдавать займы физическим лицам от 18 лет на сумму до 1 млн. рублей, юридическим лицам — до 3 млн. рублей;

запрашивать данные клиента для оценки его кредитоспособности;

при несоответствии требованиям кредитора отклонять заявки на заем;

создавать фонды для покрытия убытков.

МФО имеет следующие обязанности перед заемщиками:

правила выдачи микрокредитов, а также сведения о лицах, влияющих на решение органов управления МФО, должны быть расположены в доступном для ознакомления месте, а также на официальном сайте компании;

клиент должен быть проинформирован о вхождении компании в государственный реестр, и получить по требованию копию соответствующего документа;

МФО обязана раскрыть гражданину полную и достоверную информацию об условиях выдачи микрозайма, права и обязанности сторон при получения денежных средств;

при получении заявки на выдачу денег до момента заключения договора проинформировать заемщика о возможных изменениях по соглашению сторон и порядке платежей, связанных с обслуживанием, возвратом займа и нарушением обязательств;

обеспечить конфиденциальность информации об операциях, которые проводят клиенты;

придерживаться правовых норм, ограничений предельной задолженности, исполнять прочие обязанности, указанные в законодательстве;

до момента заключения сделки сотрудники МФО обязаны проконсультировать клиента по всем интересующим его вопросам.

Теперь долговую нагрузку, согласно новому закону о микрозаймах, у потенциальных заемщиков перед выдачей займа обязаны проверять и МФО.

В связи с этим разработана специальная методика, по которой рассчитывается коэффициент предельной долговой нагрузки, в целях того, чтобы граждане не брали в долг деньги, которые они заведом не могут вернуть.

Превысившие этот показатель микрофинансовые организации будут оштрафованы, а если «рисковых» кредитов будет слишком много, Центральный банк России вправе исключить из реестра такого кредитора.

Также для МФО в новом законе введено правило «не более 3 микрокредитов в одни руки». Центральный банк России разрешил до 1 октября 2021 года МФО продолжать проводить оценку платежеспособности заемщика в упрощенном порядке при выдаче займов на сумму менее 50 тысяч рублей или на покупку автомобиля под его залог.

С 1 октября 2021 года получить микрозайм будет сложнее, поскольку микрофинансовые организации будут требовать у клиентов документы, подтверждающие доход.

При этом следует иметь ввиду, что если МФО исключена из реестра, это не является основанием для заемщика не возвращать долг. В таких случаях ликвидатор МФО представляет заемщику реквизиты, по которым клиент должен осуществлять платежи. Если долг остался незакрытым, микрофинансовая организация имеет право обратиться как в суд, так и к коллекторам.

Дата размещения: 12-06-2021

Новое в законодательстве в жилищно-коммунальной сфере

Во-первых, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2021 № 93 (далее – постановление Правительства РФ № 93) признан утратившим силу пункт 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, согласно которому размер платы за доставку бытового газа в баллонах устанавливался по соглашению потребителя и исполнителя – продавца. Таким образом, размер платы за доставку бытового газа в баллонах для потребителей будет устанавливаться государственными органами тарифного регулирования.

В этой связи Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации поручено привести в соответствие с постановлением Правительства РФ № 93 методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.

Во-вторых, Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 30.12.2020 утверждены Методические рекомендации по оценке целесообразности проведения обследования технического состояния многоквартирного дома для признания его аварийным.

Указанные рекомендации основаны на методике определения аварийной категории технического состояния, установленной сводом правил «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния», и распространяются только на многоквартирные дома до пяти этажей включительно. Они разработаны для осуществления жителями многоквартирного дома, иными заинтересованными лицами предварительной оценки целесообразности проведения обследования технического состояния многоквартирного дома для признания его аварийным.

Проведение обследования технического состояния многоквартирного дома специализированной организацией может быть целесообразным в случае установления в соответствии с данными рекомендациями визуально обнаруживаемых признаков, которые могут свидетельствовать об аварийной категории технического состояния дома. Для выявления указанных признаков оценивают техническое состояние только доступных для визуального осмотра несущих строительных конструкций дома.

Следующие изменения внесены в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2021 №420.

Теперь указанное Министерство уполномочено устанавливать порядок признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Данное полномочие предусмотрено в целях реализации Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2021 № 9 внесены изменения в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Согласно изменениям на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал) будет реализована возможность проведения в заочной форме общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

Теперь для проведения общего собрания собственников помещений в заочной форме с использованием Единого портала обеспечиваются следующие возможности:

вынесения вопросов на голосование собственником помещений при условии регистрации инициатора в единой системе идентификации и аутентификации в установленном законодательством порядке путем размещения сообщения в электронной форме на едином портале;

информирования о проведении общего собрания собственников помещений, а также об итогах его проведения;

голосования и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, при условии подтверждения в автоматическом режиме информации о праве собственности намеревающихся принять участие в голосовании собственников помещения в многоквартирном доме в соответствии с данными из федеральной системы ведения Единого реестра и при соблюдении условия наличия регистрации в единой системе идентификации и аутентификации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

формирования протокола общего собрания собственников помещений на основании решений, принятых по вопросам, поставленным на голосование, в заочной форме с использованием единого портала;

взаимодействие с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в целях размещения сообщений о проведении общего собрания, принятых решениях, итогах голосования, и прочее.

        

Дата размещения: 12-06-2021

Новое в вопросах взыскания процессуальных издержек в уголовном судопроизводстве

В статье 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) урегулированы вопросы взыскания процессуальных издержек.

Под процессуальными издержками понимаются необходимые и оправданные расходы, связанные с производством по уголовному делу, в том числе суммы, выплачиваемые физическим и юридическим лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство в качестве участников (потерпевшим, их представителям, свидетелям, экспертам, переводчикам, понятым, адвокатам и иным лицам).

Обстоятельства, при которых процессуальные издержки подлежат взысканию с виновного, основания для освобождения от их уплаты содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам».

По общему правилу процессуальные издержки могут быть взысканы с осужденного или возмещены за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 2 статьи 132 УПК РФ процессуальные издержки могут быть взысканы и с осужденного, освобожденного от наказания, а в случае реабилитации лица процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета в силу части 5 указанной статьи.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 111-ФЗ внесены изменения в статью 132 УПК РФ. Изменения коснулись положения, определяющего круг лиц, с которых могут быть взысканы данные издержки. В частности, законодателем включены лица, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию.

Кроме того, часть 9 статьи 132 УПК РФ, регламентирующая порядок взыскания процессуальных издержек при оправдании лица по делам частного обвинения, дополнена следующим положением – при прекращении уголовного дела частного обвинения по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления), в случае принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование. Порядок и размеры возмещения процессуальных издержек устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        

Дата размещения: 12-06-2021









Первая|Предыдущая| <Всего 3432 категор.>|Следующая|Последняя

Архив информации с: (год-мес-день) ,по: (год-мес-день)



Официальный сайт прокуратуры Кавказского района Краснодарского края.