Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры является надзор за обеспечением законности при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и иных сообщений о преступлениях, а также надзор в сфере защиты потерпевших от совершенных в отношении них преступлений. Граждане и организации, которые обращаются за защитой своих законных прав и интересов в милицию или другие органы правопорядка, должны знать, что порядок приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел определен уголовно-процессуальным законодательством и четко регламентирован ведомственными приказами и инструкциями органов внутренних дел, куда поступает наибольшая часть сообщений о совершенных или подготавливаемых преступлениях, В соответствии с ч.1 ст.144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ст.10 Закона Российской Федерации «О милиции», сотрудники органов внутренних дел обязаны принять, зарегистрировать заявление гражданина о преступлении, административном правонарушении или событиях, которые угрожают личной или общественной безопасности, провести по такому заявлению тщательную проверку и принять меры, предусмотренные законодательством, по защите прав и законных интересов гражданина и общества. Соответствующая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях утверждена приказом Министра внутренних дел России № 333 от 04.05.2010. В соответствии с её требованиями, все сообщения о происшествиях (независимо от места и времени событий), поступающие в любой форме, круглосуточно принимаются в любом подразделении органов внутренних дел. Как правило, такие сообщения регистрируются в дежурной части отдела милиции. В том случае, если дежурная часть отсутствует в структуре отдела милиции, то сообщения о происшествиях обязан принять любой сотрудник правоохранительного органа. Регистрация сообщений о происшествиях круглосуточно осуществляется в Книге учета сообщений о происшествиях (коротко - КУСП) у оперативного дежурного независимо от территории оперативного обслуживания. Регистрации в КУСП подлежат, например, письменное заявление о преступлении или протокол принятия устного заявления; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении гражданина; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение о фактах, угрожающих личной или общественной безопасности (о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и т.п.). Гражданин, который лично явился в милицию с заявлением, получает в дежурной части талон-уведомление, который подтверждает факт регистрации сообщения о происшествии в КУСП. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, который принял сообщение о происшествии, дата приема и регистрационный номер, наименование органа внутренних дел, подпись, инициалы и фамилия дежурного по району (городу). Оформление такого талона обязательно. Также заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершенном преступлении по ст.306 Уголовного кодекса Российской Федерации. Случаи возбуждения уголовных дел в отношении недобросовестных заявителей нередки. Наказание, которое может быть назначено лицу, сообщившему заведомо ложные сведения о преступлении, может составлять как штраф в размере 120 000 рублей, так и лишение свободы на срок до двух лет. В соответствии с ч.1 ст.145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по результатам проверки сообщения о преступлении принимается одно из решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности (территориальности) либо в мировой суд по делам «частного обвинения». Как правило, решение принимается в течение трёх суток, но закон предусматривает продление этого срока до 30 дней. О результатах проверки в обязательном случае письменно уведомляется заявитель, которому при этом разъясняется право обжаловать принятое решение в прокуратуру либо в суд. Необходимо отметить, что в соответствии с ч.7 ст.141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации анонимное заявление о преступлении, которое не содержит сведений о заявителе, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. По всем фактам неисполнения должностными лицами органов внутренних дел указанных требований по приему, регистрации и разрешению заявлений граждан (организаций) о преступлениях, необходимо обращаться в районную прокуратуру. |