Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов определил как меру по профилактике коррупции. Специальным законом, направленным на регулирование порядка проведения антикоррупционной экспертизы, является Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно данному Федеральному закону коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Выявить их и устранить возможно в рамках антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, которая направлена на исключение в них дефектов.
Практика прокурорского надзора показывает, что наиболее коррупциогенными являются области, регулирующие правоотношения в сферах предоставления государственных и муниципальных услуг, распоряжения государственной собственностью, бюджетного и природоохранного законодательства, соблюдения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
При наличии оснований и с учетом практики применения нормативного правового акта прокурор вправе повторно и неоднократно проводить его антикоррупционную экспертизу. Поводом в таком случае может послужить обращение гражданина, который, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», имеет право на изложение своих идей по совершенствованию законодательства, оптимизации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а в случае реализации нормы закона сообщить о ее недостатках и возможных коррупционных последствиях.
Применительно к устранению коррупциогенных факторов и возникающих на их основе коррупционных рисков в законодательстве именно такая инициатива от граждан является наиболее действенной, поскольку об их наличии сообщается с учетом правоприменения, что оценить при издании правового акта не всегда представляется возможным. Кроме того, согласно Конституции Российской Федерации участие граждан в профилактике коррупции является реализацией их конституционных прав на доступ к информации (часть 2 статьи 24), на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32). |