Вопросы воспитания и содержания несовершеннолетних детей являются прямой обязанностью их родителей и иных законных представителей несовершеннолетних. Именно они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, а также принимать все меры по обеспечению и реализации прав и свобод несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности.
Статья 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) устанавливает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
В соответствии со статьей 63 СК РФ родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
В большинстве случаев неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних проявляется в отсутствии со стороны последних присмотра (контроля) за поведением детей и подростков, обеспечения пищей, одеждой, мерами медицинского характера, а также надлежащими бытовыми условиями проживания. При этом зачастую указанные факторы сопровождаются личным противоправным поведением, связанным с употреблением алкоголя, психотропных веществ, наркотических средств и ведением антиобщественного образа жизни.
В силу статьи 28.3 КоАП РФ полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях рассматриваемой категории наделены должностные лица органов внутренних дел.
Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
поступившие из правоохранительных органов и иных организаций данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
По результатам рассмотрения указанных материалов, сообщений, заявлений должно быть принято одно из следующих решений:
составлен протокол об административном правонарушении;
вынесено мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Полномочия по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 КоАП РФ, возложены на районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 23.2 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Административное наказание по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
|